80 лет со дня освобождения Ржева
3 марта 1943 года подразделения 215-й стрелковой дивизии во взаимодействии с частями 274-й и 371-й стрелковых дивизий, входивших в состав 30-й армии Западного фронта, освободили от немецко-фашистских войск город Ржев, который был оккупирован нацистами 17 месяцев — с 14 октября 1941 года.
В октябре 1941 года немцы установили в Ржеве оккупационный режим. Жителей массово угоняли на принудительные работы в Германию и в концентрационные лагеря. Советских граждан старше 16 лет обязали носить при себе паспорта и специальные бирки, отсутствие которых жестоко каралось. Все запасы жителей изымались в пользу немецкой администрации и войск. Промышленные предприятия, учебные, медицинские и детские учреждения, два театра, библиотеки, дома отдыха были уничтожены или полуразрушены, выведены из строя все городские коммуникации. Сожжены или вырублены городские парки и пригородные леса. Взорваны два вокзала.
Наступление Красной армии под Москвой в ночь с 5 на 6 декабря 1941 года позволило отбросить немецкие войска от советской столицы на 150−200 километров на разных участках. Одной из целей наступления было освобождение Ржева. Однако выбить оттуда немецкие войска не удавалось на протяжении всего 1942 года.
Ржев оставался единственным крупным городом в руках немцев, находящимся в непосредственной близости от столицы.
«Причин, почему так долго не могли освободить Ржев, много. Ржев и Ржевский выступ — довольно большая по площади территория, которая имела огромное значение для немцев. Они держали Ржевский выступ до 1943 года в расчете на то, что им все-таки удастся с него провести наступление на Москву», — пояснил историк, член ученого совета Музея Победы Артем Драбкин.
«Немцы очень хорошо укрепили Ржевский выступ. Он опирался на железные дороги, довольно легко сюда можно было подвозить и подкрепление, и боеприпасы, и продовольствие. Кроме того, немцы очень грамотно использовали рельеф местности и местные ресурсы. Например, они могли закопать жилой деревенский дом и сделать из него дзот», — добавил он.
«Штурмовать такую оборону нашим войскам давалось тяжело. Они были не подготовлены должным образом к проламыванию подобной обороны. Управляемость войск была слабая, а немцы на тот период еще были в силе. Поэтому бои шли тяжелые, кровавые. Но немцы тоже несли очень большие потери», — отметил историк.
В ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции Красной армии, которая проводилась в период с января по апрель 1942 года, вперед наступающих войск вырвалась 33-я армия под командованием генерал-лейтенанта Михаила Ефремова, но в феврале она была окружена немецкими войсками. В течение февраля и марта 1942 года другие части, наступающие на этом участке, безрезультатно пытались пробиться на помощь 33-й армии. Навстречу Ефремову наступала 50-я армия Западного фронта. Но когда до окруженной армии Ефремова оставалось не более двух километров, немцы отбросили их и наступление захлебнулось.
Изнурительные бои, нехватка продовольствия и почти полное отсутствие боеприпасов измотали окруженные войска Ефремова. Ставка Верховного Главнокомандования прислала за генералом самолет для его эвакуации. Однако он отказался покидать своих солдат и отправил на самолете боевые знамена своей армии, а также штабные документы. 19 апреля 1942 года Ефремов, дравшийся вместе с бойцами плечом к плечу, был тяжело ранен в бою. Не желая попасть в немецкий плен, 45-летний генерал застрелился.
Основная задача советских войск Калининского и Западного фронтов состояла в сдерживании немецких войск осенью 1942 года и зимой 1943 года на этом важном направлении. Требовалось энергичными стратегическими наступательными операциями измотать врага, заставить его израсходовать свои резервы и не допустить переброски немецких войск под Сталинград, где сжималось кольцо окружения вокруг 6-й немецкой армии Фридриха Паулюса.
«Самая главная заслуга боев подо Ржевом состояла в том, что они отвлекали на себя силы и немцам приходилось постоянно поддерживать 9-ю армию новыми резервами. Если бы не наше постоянное наступление подо Ржевом, то судьба Сталинградской битвы и Ленинграда могла бы быть совсем другой», — подчеркнул Артем Драбкин.
В результате победы Красной армии в ходе проводимых почти одновременно наступательных операций под кодовыми названиями «Уран» и «Марс» изменилась стратегическая ситуация на советско-германском фронте. Находясь под постоянными ударами наших частей, немецко-фашистские войска отступили. Ржевско-вяземский выступ был ликвидирован, а противник был отброшен еще до 170 километров на запад.
Когда советские солдаты вошли в освобожденный город, то он был разрушен почти до основания. До войны население Ржева составляло чуть более 56 тысяч человек, а в марте 1943 года в городе осталось менее 400 жителей.
«Конечно, это не значит, что все население было уничтожено. Большинство людей эвакуировались, часть населения ушла в близлежащие деревни. Потом, когда фронт приблизился к Ржеву, немцы стали выселять жителей в деревни. Кроме того, немцы проводили политику геноцида. Карательные акции организовывались постоянно, уничтожение обычного населения шло параллельно с уничтожением советских партизанских отрядов», — уточнил член ученого совета Музея Победы.
Ржевская битва стала одной из самых кровопролитных за всю историю человечества. В ходе нее Красная армия потеряла в общей сложности больше миллиона человек, включая раненых и пропавших без вести.
В июне 2020 года на месте ожесточенных сражений был открыт величественный монумент, увековечивший память о подвиге героев. После открытия Ржевский мемориал Советскому солдату стал филиалом Музея Победы на Поклонной горе.