Реликвии летчика сохранят память о «Нормандии-Неман»
В фондах Музея Победы хранятся личные вещи Мориса Гидо — летчика легендарного советско-французского авиаполка «Нормандия-Неман».
«Комплект вещей в Музей Победы предала его дочь — Анн-Мари Гидо», — рассказала заведующая отделом фондов Музея Победы Ирина Черкашенинова.
Среди переданных раритетов — авиационные часы, компас, кортик, нашивки, значки, фотоархив и другие вещи.
Бортовые авиационные Zenith (1934) Морис Гидо использовал в полете для отсчета текущего времени в часах, минутах и секундах. Данная модель отличалась простотой и удобством в использовании, уточнила хранитель.
Призматический армейский компас был изготовлен во Франции в 1930-е годы. Крышка компаса имеет зрительное увеличительное окошко, позволяющее определять азимут с точностью до одного градуса. Компас данной модели был изобретен в конце XIX века британским полковником Уильямом Куэлом Вернером.
Традиция носить кортики характерна для военно-воздушных сил многих стран мира. Кортики были популярны среди офицеров авиации и в России, отметили в Музее Победы.
Также среди реликвий Мориса Гидо в фондах музея хранятся нашивка с эмблемой авиаполка «Нормандия-Неман» и изображением знака классной квалификации ВВС СССР «Военный летчик 1-го класса» и сам знак «Военный летчик 1-го класса».
«Нормандия-Неман» — легендарный советско-французский авиаполк, воевавший на фронтах Великой Отечественной в период с 1943 по 1945 год. За годы войны летчики этого полка совершили свыше пяти тысяч боевых вылетов, провели около 900 воздушных боев и сбили почти 300 самолетов противника.
Морис Гидо (1915−1983) прослужил в «Нормандии-Неман» с 17 октября 1944 года по 8 мая 1945 года. Участвовал в боях в Восточной Пруссии и штурме Кенигсберга. Сбил четыре самолета. После визита генерала Шарля де Голля в СССР ряд пилотов первого состава Нормандии убыли в отпуск во Францию.
Морис Гидо летал на знаменитой «шестерке», самолете Героя Советского Союза Марселя Альбера. На этом самолете он был подбит 20 декабря 1944 года, но, несмотря на повреждение мотора, долетел до советской территории, где сел «на брюхо». Его самолет врезался в дерево, а сам Морис Гидо получил ранения и повреждение позвоночника. Несмотря на это, он продолжил летать. Вторично был ранен в январе 1945 года. За проявленный героизм и мужество награжден советским командованием орденом Отечественной войны I степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.» и «За взятие Кенигсберга».
После окончания войны Морис Гидо с авиаполком участвовал в триумфальном возвращении во Францию (Париж, аэродром Ле Бурже) на самолетах Як-3, подаренных французским летчикам Иосифом Сталиным. Затем около пяти лет служил в пилотажной группе, ныне известной как «Патруль де Франс».
С 1954 по 1955 год участвовал в боевых действиях в Индокитае. В феврале 1955 года был назначен командиром авиабазы Вьентьян (Королевство Лаос), принимал участие в создании первого военного летного училища, за что был награжден высшей правительственной наградой королевства «Орденом миллиона слонов и Белого зонтика». В 1962 году в звании полковника авиации вышел в отставку и работал инструктором по подготовке летчиков частных самолетов.